Как Нижегородцы Кавказ покоряли, часть шестая

Предпоследняя часть Кавказских историй. Предыдущие части: адын, два, тры, чэтырэ, пат.

Часть 6
10 октября

Последний день на Кавказе, второй двухэтажный поезд

Интересно, который же сейчас час? Организм, привыкший пробуждаться в половине шестого не совсем адекватно реагирует на время подъёма, ведь встаём мы сегодня позже. Рука уже привычно ищет коробку с сухим пайком, но её почему-то сегодня нет.
Телефон тренькнул уведомлением, кому-то не спится и уже пишут. Нажать кнопку питания на телефоне, смахнуть уведомление, посмотреть дату и время на экране блокировки. Дату и время. Точно, дату. Сегодня же десятое октября, наш последний день на Кавказе. Теперь понятно, почему нет сухого пайка, мы же завтракаем по нормальному, ну и встаём чуть попозже.
После завтрака сдаём номера, закидываем вещи в один оставленный номер, мы вернёмся за ними только вечером, перед поездом.
Автобус уже на месте, как и водитель Алексей, а вот экскурсовод сегодня другая. То-ли Нина Александровна окончательно разболелась, то-ли устала от нас, то-ли просто у неё выходной. В любом случае, она была с нами три дня, за что ей огромное спасибо.
Представилась новый экскурсовод Анной и поделилась планами на день. Несколько напрягал тот факт, что в своём разговоре Анна постоянно обращалась к религии. Нет, я ни в коем случае не против религии и не против церкви, я сам немного верующий и даже хожу в храм, но считаю, что навязывать религию людям ни в коем случае нельзя. Есть, конечно, устоявшиеся фразы, которые мы употребляем и они часто не имеют уже отношения к религии. Например «Слава богу» у русскоязычных христиан, «если на то будет воля Аллаха» в различных переводах у мусульман, но всё это именно расхожие выражения. Анна же вставляла религию и к месту, и не к месту к великому сожалению. Ну да ладно, как говорится, «не суди, да не судим будешь», вернёмся к экскурсиям, правда и тут от религии совсем отойти не получится.

Первым пунктом нашей экскурсионной программы был храмовый комплекс в Ессентуках. Изначально мы планировали посетить его в первый день, но ведь известно, что человек предполагает, а Господь располагает.
Храмовый комплекс Петра и Павла представляет из себя достаточно большую территорию. На территории храмового комплекса установлена самая высокая в России скульптура Иисуса Христа. Высота монумента достигает 20 метров.
Кроме того, здесь можно посетить православный храм апостолов Петра и Павла, часовни – Воскресения Христова, Успения Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной и Илии Пророка, а также трапезную и церковную лавку.
По территории разбросаны античные статуи – Гомера, Фукидида, Аристотеля, Платона и других. Для новобрачных есть венчальные ворота.
Комплекс был основан в начале нулевых – и ныне работы по его благоустройству продолжаются.

От духовного плавно переходим к телесному и мирскому и движемся на ставшем уже почти родным автобусе на медовые водопады в Карачаево-Черкесию.
Медовые водопады представляют собой группу из 5 водных каскадов. Все они имеют различную форму и высоту. Самый красивый и мощный среди них – Жемчужный. Он имеет относительно небольшую высоту – всего 6 метров. Однако сильный поток, падая с ажурного каскада, подбрасывает брызги аж на 10-12 метров.
Второй водопад спрятан за огромным валуном. Называется он «Девичьими косами» из-за необычного «сплетения» струек. Вообще, следует признать, что с фантазией на Кавказе не всегда всё хорошо: яркий пример — водопад «Девичья коса» в Чегемском ущелье.
Чертову мельницу по делу можно назвать самым громким каскадом. Бурлящий поток, спадающий со скального свода, слышно на огромном расстоянии. Большой Медовый водопад, как уже понятно по названию, является самым могучим. Его высота составляет 18 метров. Насчет 5 каскада ведутся споры. Дело в том, что Малый Медовый водопад или Змейка имеет небольшие размеры, а водный поток не сваливается со скалы, а будто бы скатывается аккурат по валуну.
Помимо водных исполинов, в окрестностях полно отвесных и живописных скал с проложенными между ними тропинками, речных порогов, небольших, но уютных гротов, а также доломитовых пещер. Рядом с Большим водопадом обустроен мостик, с которого открывается завораживающей красотой вид окружающей природы. Над ущельем расположен массивный утес, очень похожий на нос большого корабля. Это своего рода указатель на панораму Кавказских гор, гору Эльбрус и лежащую у их ног долину.
Почему Медовые водопады так называются? Точную этимологию названия историкам выяснить не удалось. Так, по одной из версий, оно произошло от местного растения «медовая трава», которая повсеместно произрастает в этом регионе. Другая легенда гласит, что в скалах раньше проживали дикие пчелы. Природных врагов у них не было, поэтому их гнезда были переполнены медом. Во время паводков вода смывала жилища пчел вместе с медом, от чего она становилась сладковатой, собственно, это и стало поводом, для названия водопадов «медовыми».
Разумеется, находясь возле такой красоты не пофотографироваться было бы преступлением, так что фото и видео снималось от души.

Покидать водопады очень не хотелось, но делать нечего, пришлось. После водопадов наша группа дружно отправилась в чайный домик, где угостилась одноимённым напитком, а так же получила уникальную возможность купить себе чай в дорогу, в подарок, да и просто домой.

Чай с разнообразными вкусными вареньями настраивает на романтику, на душещипательные истории о любви и верности, так что для полного погружения направляемся к замку «Коварство и любовь».
Над несущей свои воды рекой возвышается причудливая скала, очертания которой очень похожи на зубчатые стены древнего средневекового замка с башнями, уступами и бойницами. Эта скала с незапамятных времен известна как Замок коварства и любви. Это место настолько красиво и живописно, что связанная с ним легенда о трагичной любви и предательстве воспринимается как вполне реальная история.
Легенда гласит, что в древние незапамятные времена хозяином этого замка был очень жестокий и скупой князь Аликонов. Его сердце будто бы было сделано из камня. Никогда он не испытывал теплых чувств ни к одному из живущих на земле людей и лишь только его дочь, ясноокая красавица Даута, была способна пробудить в князе любовь и нежность. К сожалению, это не спасло ее от весьма печальной участи, которая в те времена была уделом большинства женщин.
Даута жила в замке, словно невольница, не имея права выходить оттуда и общаться с другими людьми. Кроме отца и слуг был лишь один человек, которого она знала – сын старого чабана, юноша Али. В детстве он был для княжеской дочери товарищем по играм, когда же Даута и Али выросли, они поняли, что их связывает не только дружба, но и пылкая, страстная любовь. Увы, но эта любовь с самого начала была обречена: и Даута, и Али прекрасно понимали, что князь не отдаст свою дочь в жены простому пастуху. Об их любви знал лишь находящийся неподалеку старый сад, в котором влюбленные встречались тайком от всех, когда ночь укрывала замок и Даута могла незаметно выскользнуть из него на свидание.
А пока любовь Али и Даута крепла, все сильнее разжигая их сердца, князь Аликонов подыскивал своей дочери достойного жениха. Когда к нему приехал свататься уже не молодой, но богатый и знатный сосед, князь решил, что этот человек сможет составить подходящую партию его дочери. Влюбленные узнали об этом, и вот когда у стен замка загремели медные трубы, извещающие о приезде знатного жениха, Али и Даута решили, что лучше им умереть, чем жить в разлуке друг с другом, взялись за руки и поднялись на вершину самой высокой скалы. Первым вниз бросился Али. Увидев страшную смерть юноши, Даута испугалась. В ужасе отбежав от края обрыва, она так и не нашла в себе решимости последовать за возлюбленным. Даута вернулась домой к отцу и согласилась выйти замуж за сосватанную ей пассию. Счастья в этом браке молодая княжна не нашла. Ее мужу, на самом деле, нужны были богатство и знатность ее отца, а Дауту он совсем не любил. Через год после свадьбы Даута умерла.
Ручей, в котором нашел свое последнее пристанище Али, разросся и превратился в полноводную реку, которая позже стала зваться Аликоновкой, а скалу в память этих событий нарекли Замком коварства и любви.
Драматичная легенда всегда привлекала к этому месту внимание людей. Первый загородный ресторан был построен здесь еще в начале XX века. Однако, произошедшее в июне 1921 года землетрясение, разрушило его до основания. Позднее, в 1939 году, у реки был построен новый ресторан. Его проектом занимался архитектор, много работавший в Кисловодске и его окрестностях, П. П. Еськов. Здание было стилизовано под средневековый замок с высокими башнями, узкими окнами-бойницами и кровлей, покрытой настоящей красной черепицей. В результате относительно современная копия мало чем отличалась от настоящих средневековых западноевропейских замков. Вокруг него были посажены пирамидальные тополя, неподалеку шумела бурная Аликоновка, русло которой было сплошь усеяно принесенными с гор каменными валунами. Все это вместе составляло пейзаж, который радовал глаз своей естественностью и нетронутостью. Из замка открывался великолепный вид на всю эту красоту.
Позднее, уже в наши дни, к замку было пристроено несколько новых сооружений, выдержанных в том же средневековом стиле. Сейчас Замок коварства и любви – это не только ресторан, но уже полноценный гостиничный комплекс с хорошо отлаженной инфраструктурой. К великому сожалению, жили мы не в этом замке, а очень бы хотелось…
Так происходит неизбежное слияние прошлых времен с современностью: дух средневековья и романтичные легенды обретают новую жизнь – уже в иных формах; современность же черпает вдохновение в историях, давно ставших легендой.

Наша экскурсия тоже понемногу становилась прошлым, уходя в историю, оставалось всего несколько часов на то, чтобы прогуляться по Кисловодскому парку и попить Нарзан.
Кисловодский парк — самый большой в Европе рукотворный парк. Кисловодские просторы охватывают тысячу гектаров зелени, от центра города к вершинам гор Большое и Малое Седло. В парке есть канатная дорога, но пробовать её на прочность мы не стали. Вряд ли она доставила бы нам такое же наслаждение, как четыре кресельных канатки Домбая…
Парк появился в 1823 году. Из-за целебного нарзана место было выгодным и привлекательным, но не совсем красивым. Тогда решили засадить здесь все деревьями. Постепенно стали появляться Нижний, Средний и Верхний парки.
Позже в Кисловодск стали привозить экзотические деревья со всей России. Сегодня в парке насчитывается порядка 300 видов деревьев и кустарников. Причем некоторые виды не соседствуют в дикой природе. А здесь – пожалуйста!
Курортный парк – это самое популярное место для прогулок в Кисловодске. Летом здесь можно укрыться от жары или побродить в долине роз, которая находится в центральной части.
В парке есть интересные сооружения – Каскадная лестница, колоннада главного входа, галереи и павильоны. Особого внимания заслуживает Храм воздуха. Говорят, что на месте, где стоит храм – самый целебный воздух во всем Кисловодске. Правда, храму нужна хорошая реставрация, потому что за сто лет строение здорово истрепалось.
Разумеется, не обошлось и без веяний современности. Повсюду в парке что-нибудь, да продаётся, очень много ресторанчиков, закусочных. В один из таких ресторанчиков решили зайти несколько участников нашей группы, чтобы попробовать пива. Пива, к огромному сожалению, местного не было, так что довольствовались проверенными временем сортами.

Быть в Кисловодске и не попить Нарзан? это всё равно, что вообще не быть в Кисловодске, так что перед возвращением в Ессентуки, откуда мы и двинемся на очередном двухэтажном поезде в сторону Москвы, заходим в нарзанную галерею.
Нарзан, прямо скажем, вода на любителя. Лично для меня лучше «Ессентуки-4» нет ничего, но тут, как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные. Кстати, нарзанов бывает три вида: общий нарзан, сульфитный нарзан и доломитный нарзан.
Общий нарзан, на мой взгляд, самый «безобидный» и его пить проще всего. Чуть похуже пьётся нарзан доломитный, а вот сульфитный нарзан, прямо скажем, на любителя. В нём очень много углекислого газа, из-за чего он имеет так называемую естественную газацию, а ещё в нём много сероводорода, из-за чего он пахнет тухлыми яйцами, и вот это уже не совсем приятно.
Прежде, чем попасть в Кисловодскую нарзанную галерею, вода проходит долгий путь. Зарождаются нарзановые источники в предгорьях Эльбруса. Оттуда вода течёт по подземным рекам более ста километров, обогащаясь солями и минералами и только в районе Кисловодска с разной глубины вода забирается и подаётся в нарзанную галерею.

Всё осмотрено, нарзан выпит и приятно бурлит в желудке, время неумолимо бежит к вечеру. «Пора, пора! кони топчут землю, содрогается маленький сад»,- почему-то именно эта цитата из бессмертного произведения Булгакова приходит на ум, когда мы рассаживаемся в автобусе.

Возвращаемся в Ессентуки. Спринтерский забег в магазин для желающих купить что-нибудь в дорогу и сразу же в отель, где нас ждёт ужин и оставленные вещи.

Снова погружаемся в автобус, теперь уже в последний раз… Стоп-стоп, а почему в последний? Давайте избегать этого слова, ведь мы ещё обязательно куда-нибудь отправимся все вместе Так что давайте заменим слово «последний» на слово «крайний». Кстати, именно так говорят профессиональные пилоты, у них нет последнего рейса, есть только крайний рейс, а последний рейс это тот, откуда уже живыми не возвращаются.
Автобус останавливается возле железнодорожного вокзала. Прощаемся с Анной и Алексеем. Спасибо вам за отличные экскурсии. Алексей гудит нам в след сигналом автобуса, надеемся, что и ему с нами было не очень трудно, доброго тебе пути, Алексей!

Вот и перрон. Несколько дней назад мы шли по нему, чтобы потом поехать в отель, сейчас же мы идём по нему, чтобы сесть в поезд. Немного грустно. Не знаю, как вам, а мне всегда грустно уезжать. Время тянется медленно, а как оно тянулось перед поездкой! Вот и не верь после этого в то, что время — одно из измерений пространства…
Наконец издалека показался луч головного прожектора нашего двухэтажного поезда, вот он всё ближе, ближе, вот уже вагоны, притормаживая, плывут мимо нас, а вот и наш десятый вагон, в котором мы снова займём практически весь верхний этаж.
Стоянка поезда — шесть минут. Начинается нервотрёпка, ведь в отличие от Москвы, где мы садились совершенно спокойно, в Ессентуках времени мало, а народа много. Ещё и с билетами у одного из членов группы какие-то проблемы, но мы будем не мы, если спасуем перед проблемами. В поезд загрузились, с билетами разобрались, занимаем места, согласно купленным.
Лёгкий толчок, перрон, как и несколько дней назад, медленно поплыл назад, а на самом деле, конечно же, это мы поплыли вперёд, вперёд к огням Москвы.
Станция «Минеральные воды» — последняя возможность покурить и вдохнуть полной грудью воздух Кавказа, следующая долгая остановка уже завтра, так что вдыхаем Кавказский воздух ипобыстрей забираемся в вагон и ложимся спать. Завтра можно спать хоть целый день, это нам награда за все дни недосыпа. Доброй вам ночи, люди.

Окончание следует

Опубликовано yuniks

Самый злобный человек на земле

Оставьте комментарий